Как в Тобольске сохраняют косторезное ремесло и делятся им с туристами — FUN&SUN Expert

Как в Тобольске сохраняют косторезное ремесло и делятся им с туристами

||||| 20 I Like It! |||||

Резьба по кости в Сибири существует с древних времён

В Тюменской области вам то и дело будут попадаться на глаза необычные миниатюры  работы сибирских косторезов, а если вы доберётесь до Тобольска, то поймёте, откуда берет начало эта косторезная история и как ее удалось сохранить до наших дней. Пожалуй, самый известный тобольский мастер Минсалим Тимергазеев рассказал Fun & Sun Expert о ремесле, северной экзотике и легендах, которые могли быть сложены в древности, а создаются сейчас.

 

Фото: Мастерская Минсалим

– Минсалим, как получилось, что Тобольск стал одним из центров косторезного мастерства?

– Резьба по кости в Сибири существует с древних времён. Северные жители до сих пор рукоятки ножей делают из лосиного рога, на мужских поясах имеются костяные ритуальные фрагменты. Как мужчины, так и женщины предпочитают костяные амулеты. Оленья упряжь собирается на костяных пуговках. С приходом русских людей кость мамонта стала художественной ценностью и предметом торговли. Особый интерес к ней существовал во времена первого губернатора Сибири, князя Матвея Гагарина, сподвижника Петра I. Известно, что сам царь был незаурядным резчиком. Вот и свозилось пудами мамонтовая кость из Сибири да «рыбий зуб», бивень моржа, – из Архангельска.

Фото: из личного архива эксперта FUN&SUN Expert Натальи Рудаковой

Наверное, можно утверждать, что в XVII веке в древней столице Сибири художественная резьба по кости зародилась как промысел. Князь Матвей Гагарин привёз с собой немало умельцев, в том числе, пленных шведов после победы в Полтавской битве. Это были мастера по дереву, металлу, коже, но изобилие мамонтовых бивней в руслах сибирских рек подтолкнула людей к особому ремеслу –  резной кости. Со временем стали выделяться мастера, изделия которых чиновник или всякий проезжий брал с собой на память о Сибири. Как тогда говорили, искали мастера «с искоркой». По рассказам стариков, в избы-мастерские приходили не просто знатные люди, а царской крови покупатели. Конечно, бивень и сам по себе был ценным товаром, наравне с пушниной. Для многих вот это и есть та самая северная экзотика, которая и сейчас завораживает туристов. Сибирь многие представляют именно северным краем с оленями, собаками, рыбаками, охотниками и даже с мамонтами. 

Фото: Мастерская Минсалим

Некоторые туристы свято верят, что где-то у нас в сибирских просторах бродит пара-другая этих могучих животных. До сих пор их фигурки охотно покупают.

В те же петровские времена в соседнем городе Кургане «бугровщики» раскапывали степные курганы и свозили золотые и серебряные изделия в Тобольск, а отсюда понимающие люди отсылали в Петербург. Знали, что царь Петр собирает всякую экзотику, как раз создавалась Кунсткамера. Велено было направлять в столицу и северную костяную миниатюру тобольских мастеров.

– Можно ли увидеть работы косторезов в местных музеях?

Фото: Тобольская фабрика художественных косторезных изделий

– Тобольск – это город косторезов и резные изделия можно увидеть повсюду, в том числе и в городских музеях. Городской музей в тобольском Кремле насчитывает тысячи единиц хранения, включая изделия царского периода. Фондохранилище резной костив в советский период пополнялось в основном образцами с Тобольской фабрики косторезных изделий. В нашем семейном Музее истории кости тоже немало авторских работ не только тоболяков, но и мастеров из Мурманска, Архангельска, Магадана, Калмыкии, с Ямала, Таймыра, Чукотки.

Сохранились в истории имена тех, кто создавал первые мастерские в Тобольске?

 – Первые упоминания о тобольских косторезных изделиях относились к самому началу XVIII века. Ссыльные резали иконы, делали гребни, табакерки, пороховницы, шкатулки, отделку к оружию, пуговицы и многое другое.

Фото: Тобольская фабрика художественных косторезных изделий

Тогда же тобольские мастера начали создавать и первые скульптуры. Губернский землемер Иван Овешков, который занимался первоначально археологией Тобольской губернии, ее этнографией, открыл косторезную мастерскую на имя жены. Он изучал орнаменты народов Севера и их резьбу по мамонтовой кости, сам выучился этому искусству. Его авторству принадлежат, например, ножи для разрезания бумаги с рукоятью в виде голов мамонта и медведя. Изделия мастерской уходили в Петербург, Тюмень, Курган, а позже и за границу. Были в городе и другие мастерские.

По сути, в этих мастерских прошли первую школу резьбы по кости все лучшие мастера дореволюционного косторезного тобольского промысла, имена которых хранит история. Здесь сложился стиль тобольского искусства – круглая скульптура, часто на подставке, с обязательной долей северной тематики. Свою мастерскую имел крестьянин Порфирий Терентьев, чьи работы в 1900 году оценили на международной Парижской выставке.

Фото: из Фонда Тобольского музея-заповедника

Обратите внимание, что в работе тогда использовали столярные и плотницкие инструменты, так как мастера все обладали навыками столяра и плотника, и если «косточка» переставала кормить, то уходили обратно в свои привычные ремёсла. Терентьев был родом из села Самарово (ныне Ханты-Мансийск), прекрасно знал житьё-бытье остяков и вогулов (хантов и манси), жил среди них, потому его работы поражали правдивостью, реалистичной манерой резьбы. У мастера Тереньтева есть серия скульптур из мамонтовой кости, прототипом которым послужили герои пьесы Максима Горького «На дне». Он часто изображал типы русских крестьян и сюжеты из их жизни. В тобольском музее хранится сатирическая скульптурная группа «Один с сошкой, семеро с ложкой», которая была очень популярна в начале XX века. Всего музей приобрёл коллекцию из 19 произведений Терентьева конца XIX – начала XX века.

В советское время разные артели объединялись по профилям, а в 1960-е годы прошлого века артель косторезов получила статус промышленного предприятия – фабрика художественно-косторезных изделий. Единственная фабрика в России, которая успешно работает до сих пор. Я сам проработал на этой фабрике 18 лет.

– Как вы пришли к этому ремеслу? Много ли Тобольске таких мастеров? 

Фото: из личного архива эксперта FUN&SUN Expert Натальи Рудаковой

– Стал косторезом абсолютно случайно. Друг детства привёл на фабрику совсем с другой целью. Все ученики здесь набирались опыта у наставников. Я не исключение. Эта традиция сохранилась с царских времен, но каждый начинающий мастер мечтает создавать что-то свое. Со временем мы с тремя сыновьями организовали маленькую артель. Дома работать не проще, но свободы больше, артели и теперь создаются в Тобольске по-семейному или по приятельскому принципу. Тобольский косторезный промысел вернулся к своей исторической модели. В нашем семейном предприятии имеется багетная мастерская, рекламно-полиграфический отдел и свой небольшой музей. Всего артель объединяет более 20 человек. Найти интересные работы разных мастеров в Тобольске несложно, можно и на заказ сделать. Но не каждая тема будет гармонично жить в кости. Мамонтовая кость – материал довольно хрупкий и даже капризный, поэтому интерьерную вещь поставишь не везде. Какие-то работы должны храниться под стеклом. Все это мы обсуждаем с нашими заказчиками.

– У вас есть свой Музей истории кости. Как обычно туристы реагируют на вашу экспозицию и рассказы?

– Групп бывает много. Пандемия опустошила наши залы, зато сейчас они заполнились любознательными россиянами, а наши сердца – благодарностью всем тем, кто прибыл в древний Тобольск, заглянул к нам в гости, испил зеленого чаю, принял участие в беседе про шаманов, про косторезов, про ремесло старинное. Среди туристов всегда найдётся маленькая «шайка», которая ходит за мной или за моими коллегами по пятам. Кто-то сам бродит по залам, пьёт чай или знакомится с мастер-классом. Недавно приезжали художники из Омска. Они бывали ещё на нашем старом доме, а сейчас им было чему удивиться. Забегают башкирские художники, новосибирские историки, филологи. С разных концов России приезжают. Иностранцы разные бывали. Маршрут по Транссибирской магистрали очень популярен у гостей зарубежья. У меня в архиве где-то лежит путеводитель по маршруту, где на разных языках мира написано, что в Тобольске живет одержимый татарин Минсалим, у него есть маленький музей, красивые сувениры в салоне, и можно поучиться резать кость. Рекомендуется к посещению.

– Вы упомянули новое здание. Где теперь вас искать?

– Так называемый «Дом Минсалима» стоит на Сибирском тракте. На площади перед домом сразу увидите забронзовевшую пару коней. Здесь оживленно, много музеев машин и людей. На втором этаже размешается наш частный Музей истории кости, который мы считаем домом своей династии Тимергазеевых. На первом этаже дома расположена гончарная мастерская с мастер-классами. В этом бывшем детдоме я прожил 17 лет, и живу до сей поры, продлевая его нелегкий век. Надо признать, что большую помощь в этом оказывали и оказывают тюменские губернаторы. Все так или иначе принимали участие в становлении семейного музея.

Моя супруга Ирина, хоть и разносторонний дизайнер, искусный мастер-косторез, по сути строгая хозяйка этого музея, а мне чаще удаётся посидеть за верстаком, в мастерской, пожужжать машинкой. Ирина издала альбомы северных легенд и мифов «Древние миры Сибири». Мы собираем сибирские предания, бываем на Крайнем Севере, в других северных регионах, делаем выставки в сибирских музеях, и таким способом тоже пытаемся донести свою историю. Мы просим, чтобы дети и взрослые в нашей гостевой книге писали не хвалебные отзывы, а что нового они увидели, узнали про Сибирь.

– А мастер-классы проводите?

Фото: из личного архива эксперта FUN&SUN Expert Натальи Рудаковой

– Добротный мастер-класс довольно долгое, опасное и пыльное мероприятие, сделать себе сувенир не получится, работа эта кропотливая и сложная. Мы показываем гостям и туристам, как режут кость, знакомим с ремеслом, и напоминаем, что первым косторезом на земле был Адам, который из ребра сделал женщину!

– Общаются между собой косторезы из разных регионов?

– Конечно. В Сибири живут несколько северных фестивалей, которые собирают мастеров из всех российских регионов. В Салехарде, на Ямале, существует фестиваль «Душа Севера». На Колыме набирает силу магаданский Фестиваль косторезного искусства народов мира, который объединяет мастеров России и резчиков из десятка зарубежных стран. В июне в рамках Дня города мы впервые за всю историю города организовали и провели косторезный фестиваль «Тобольск – город мастеров». Он, по словам коллег из других регионов, может стать одним из самых притягательных косторезных фестивалей в России, так как всем удобно приезжать и прилетать почти в самый центр страны, а история Тобольска, древней столицы Сибири, занимательна и поучительна. Приняли участие в фестивале Архангельск, Санкт-Петербург, Калмыкия, Удмуртия, Ямал, Таймыр, Камчатка, Магадан, Бурятия, Омск. Каждый мастер привез с собой от пяти до 20 работ.

Незаурядность разных взглядов просто поражала. При таком скоплении работ бросилась в глаза разница между школами косторезного мастерства. К примеру, привез свои работы подмосковный мастер Алексей Шолош. Он, кстати, готовил реквизит для фильма «Тобол», который снимали в нашем городе. Были на фестивале и его стрелы для фильма. Алексей выделяется тем, что кропотливо воспроизводит древнюю технологию. Он кузнец, мастер по коже и дереву, давно занимается резной костью викингов. 

Фото: Ярмарка мастеров

Привез шахматы и шашки, которые поразили посетителей и мастеров исторической достоверностью и прекрасным исполнением.

Восхитили бесстрашные поиски новых форм и материалов магаданских мастеров Виктора Вихлянцева и Алексея Вербицкого. Только у них в изделиях используется китовая скелетная кость. Не похожи на других философские композиции Сергея Лугинина. Немыслимо очаровательны фантазийные крохотулечки тюменского автора Сергея Шаповала. Бурятский косторез Бато-Мунко Чимитов делает невероятно изящные белотелые вещи из кости мамонта в стиле архангельской косторезной школы, но с бурятскими сюжетами.

Бивень мамонта сейчас стал дефицитом, поскольку значительное количество сырья вывозят в Китай, но таймырские и якутские мастера показали невероятное искусное использование оленьего рога – его цвет, форму, пористую внутреннюю структуру. В этих работах богатырская мощь, неукротимая энергия. Причем кость довольно часто здесь не отбеливают, она сохраняет живой фиолетовый цвет. Скульптуры получаются выразительными и объёмными, энергетически заряженными. Вот такие работы у мастера Романа Петрова.

Мастер Вольдемар Ямкин с Таймырского полуострова привез пространственную работу с бегущими черными мамонтами, и даже внимательный зритель не сразу заметит, что выполнены мамонты как бы из копыт маленьких оленят. Очень яркая композиция с применением старого дерева и цветной кости. Так что ищут мастера не только себя в творчестве, но и возможность встречаться и общаться, удивлять друг друга.

– А чем сегодня выделается тобольская школа?

– Тоболяки стараются сохранять традицию. Совсем недавно на нашу косторезную фабрику, единственную в России, пришли новые руководители. Благодаря им промысел живет. Все традиции и особенности тобольской резной школы сохраняются и развиваются. Как была основной круглая скульптура с северными сюжетами, так и остается. Несмотря на то, что в украшениях и других изделиях можно обнаружить незнакомые сюжеты, но в целом всегда угадывается, что это светлая резьба тобольской школы. Раньше в местных композициях преобладала тема культуры и быта коренных народов тюменского Севера – ханты, манси и ненцев. Она и сейчас встречается на выставках, в салонах, в торговых центрах.

Кстати, на фабрике есть свой прекрасный музей, богатый салон и доброжелательные экскурсоводы. Туристы охотно посещают предприятие. Все мы рады, что тобольский косторезный промысел бережно сохраняются. Хочется знать, что эта красота в целости и сохранности.

Наша мастерская поддерживает традиции объемных работ, но сюжеты у нас довольно сильно изменились, поскольку мы решили сосредоточиться на этно-стиле, северной мифологии. Наши шаманы, вороны, пространственные трёхмерные композиции имеют отношение в первую очередь к сибирским преданиям. Кто-то должен поддержать эту сакральную и физическую связь с прошлым, и мы решили сосредоточиться на этом. 

Поделиться:

Об эксперте Наталья Рудакова

Наталья Рудакова

  • Email

Добавить комментарий